Как получить от клиента согласие на получение смс-рассылки?
Требования закона
Закона о запрете смс-рассылки не существует, то есть такое информирование, безусловно, разрешено. Однако есть нормативные акты, налагающие некоторые ограничения:
§ п. 1. ст. 18 №38-ФЗ “О рекламе” – рассылка разрешена только при условии получения от абонента предварительного согласия на нее, причем письменного. Там же указано, что по требованию абонента рассылка должна быть немедленно остановлена.
§ Действующая редакция 126 ФЗ «О связи», ст. 44, п.5: рассылка «должна осуществляться при условии получения предварительного согласия абонента, выраженного посредством совершения им действий, однозначно идентифицирующих этого абонента и позволяющих достоверно установить его волеизъявление на получение рассылки».
§ п.1 ст. 14.3 КоАП РФ – он гласит, что, если предварительного согласия получено не было, рассылающая смс компания рискует получить штраф в размере до 500 тысяч рублей.
В законе «О рекламе» четко указано: чтобы в случае чего не получить наказание за спам-смс, отправитель должен доказать, что ему разрешили отправлять информацию путем сообщений на телефон.
Как получить согласие на отправку смс от адресатов?
Обращаем ваше внимание вот на что: получить согласие на рассылку — это прямой интерес именно того, кто под ней подписывается, и оператор связи тут не при чем. Например, если ваша компания называется «Суперпончик», а рассылку вы от ее имени делаете через сервис AlohaSMS и рассылать сообщения будете преимущественно абонентам Мегафон, ответственность за согласие абонентов на рассылку несете именно вы, а не две вышеупомянутые компании, помогающие вам донести информацию до людей.
Кстати, при организации смс-рассылки компания-помощник вправе запросить у вас подтверждение того, что все абоненты в вашей телефонной базе согласны получать информацию по смс. Будьте готовы ее предоставить.
Как выглядит такое подтверждение и как его получают? У вас на руках должна быть письменная или заполненная в электронном виде анкета, в которой указаны персональные данные клиента и четко выражено согласие на получение смс.
Письменная анкета
В этом случае согласие получают так: клиент, приходя в ваш офис первый раз и оформляя, например, дисконтную карту, своей рукой заполняет анкету.
Важно, чтобы это был фирменный бланк с названием вашей компании. На нем клиент указывает те самые персональные данные (традиционно это ФИО, место регистрации (адрес), паспортные данные и номер своего сотового телефона. Также такой бланк обычно содержит дату его заполнения и (это главное!) подпись клиента рядом с полем, в котором он «дает согласие на получение смс» и обработку персональных данных от вашей компании. При этом полные имя, фамилия и отчество – обязательные условия «правильной» анкеты, а вот паспортные данные желательны, но не обязательны, поскольку в законодательстве РФ формулировка достаточно туманна.
Не забудьте также прописать в анкете пункт о том, что ее заполняющий разрешает вам передавать данные третьим лицам и подтверждает такое право своей подписью. Это даст вам возможность без опасений передавать номер абонента, например, сотовому оператору.
Анкета, заполненная в электронном виде
Такую анкету пользователь может заполнить на вашем сайте. Она, по сути, должна содержать все данные, упомянутые выше, но в Интернете все немного по-другому. Поэтому такая анкета подразумевает, что:
- Пользователь собственноручно ставит галочку под офертой, где прописано его согласие на получение смс, передачу персональных данных и т.д.. Это может быть сделано, например, в рамках активации его дисконтной карты через интернет;
- Пользователь указывает свои ФИО (вручную вбивает их в соответствующей форме) или проходит верификацию, то есть подтверждает свою личность;
- Если первый пункт не выполнен, нужно получить устное согласие на получение смс-рассылки по телефону, не забыв записать этот разговор на диктофон. Тогда вашим подтверждением законности отправки смс будет служить аудиозапись.
После того, как анкета в том или ином виде получена, ее необходимо хранить, чтобы в любой момент можно было предъявить организатору смс-рассылки или контролирующим органам.
Помните! Только правильно заполненная анкета с ФИО с принадлежащим получателю вашей смс-рассылки номером телефона, заверенная его подписью, будет служить для них подтверждением того, что вы рассылаете смс с согласия владельцев телефонных номеров и не нарушаете закон.
Если вы не получили согласия
Если явно выраженного согласия на получение от вас смс в наличии нет, почувствуйте разницу: вы отправляете спам, а не информирующие смс. Спам смс-рассылка карается штрафом от Федеральной антимонопольной службы РФ размером 100-500 тыс. рублей, причем, как официально заявлено, это штраф за каждое спам-сообщение, на отправку которого вам не давали согласия.
В случае, если какой-либо из получателей вашей смс знает, куда жаловаться на смс-рассылки, и пожалуется на спам своему сотовому оператору или сразу в Федеральную антимонопольную службу, последняя запросит у вас анкеты, в которых абонент когда-то подтвердил свое согласие. Их нужно будет предоставить в течении нескольких дней. У всех не выполнивших это требование появляется реальный шанс «попасть» на солидный штраф.
Выводы
Учитывая, что сбор анкет-подтверждений – занятие хоть и требующее организации, но относительно простое и, главное, бесплатное, пренебрегать им не стоит. Сегодня люди привыкли к заполнению анкет и достаточно спокойно оставляют бизнес-структурам если не свои паспортные данные, то полное ФИО и «галочку» в графе «Согласен на получение смс-рассылки» точно. В то же время, современный покупатель и человек все меньше допускает в свою жизнь спам, а значит, шансы получить запрос на анкеты от ФАС с каждым днем все выше. Кроме того, без наличия таких анкет ни один серьезный сервис смс-рассылок просто не будет работать с вами.
На основании всего вышесказанного сервис AlohaSMS рекомендует вам не пренебрегать сбором согласия потенциальных клиентов на рассылку им смс. Так вы убережете себя от мелких неприятностей и больших проблем!